3/19/2014

Глава шестая. День города


День города  - самый главный праздник года. Он совпадает с днем военно-морского флота и с днем рождения бабушки.  Утром мы отправляемся поглазеть на гуляния в военном порту. Сегодня именно тот уникальный случай, когда простым людям можно попасть на территорию столь  важного объекта. Военные корабли я видела и раньше, правда, только с берега. Но про морской флот я знаю не понаслышке:  мой дедушка  - капитан второго ранга и воевал на ракетоносце.  Его уже давно нет с нами, но его фотопортреты все так же стоят в его комнате в бабушкиной квартире.  Я - не фанат военной техники . Ничего в этом не смыслю и, если уж совсем быть откровенной, побаиваюсь этих здоровенных махин из стали.  Как бы празднично не украшали их бравые морячки разноцветными флажками , за красочной мишурой скрываются пушки и ракеты. Работники порта подготовили спектакль с Нептуном и его слугами, но на него никто не смотрит. Все разгуливают по палубам серой флотилии и томятся под жгучим полуденным солнцем в очереди на единственную иссиня-черную подводную лодку.  Папа взял с собой новый фотоаппарат и увлеченно снимает нас  с сестрой у каждого столба. Мама решила, что фотографии со статичными объектами – дело обыденное, а вот с морячками запечатлеть дочек на память стоит. Она  даже успела поймать двух наивных жертв среди праздничных матросиков и уговорила  их принять участие в нашей фотосессии.  Кажется, сестре здесь интересно, а мне жарко и обидно тратить такое замечательное утро, которое можно было провести на пляже, на прогулки по раскаленным железякам. 
Вот и наша очередь  на подводную лодку подошла.  Спускаемся в узкое, темное и душное помещение.  Здесь все тесное и маленькое. Не представляю, как люди могут хотеть здесь служить. Спустя несколько минут пребывания на подводной лодке у меня начинается легкая паника. Хочется поскорее выбраться на солнечный свет и свежий воздух. Но экскурсовод, которого я до этого момента не замечала, решает показать нам, как работает прицел. И вот я смотрю в глазок с двумя ручками по бокам. В нем виден городской пляж во всех мельчайших подробностях, вплоть до рисунка на надувном круге у ребенка на берегу. 
 - Вот так легко можно попасть в противника.  Раз – и нет врага. По-вер-жен! – Раскатисто декламирует наш гид.
Очевидно, он ожидал, что у меня его слова вызовут восторг.  Но мне вдруг захотелось, чтоб эту подводную лодку никогда не строили, а лучше – чтоб никогда и не придумывали.
Вот мы и на свободе. Наконец закончилась мучительная экскурсия по порту, и можно отправиться домой.  Мы шагаем по старой части города, которую я очень люблю. Здесь стоят совсем старинные здания, которые сохраняют свой прежний более-менее приличный вид  только благодаря энтузиазму и любви их жильцов.  Напротив входа в порт расположился старый парк. За ним – армянская церковь, где похоронен Айвазовский.  А дорога выше ведет на холм, с которого открывается потрясающий вид на залив и всю набережную. Но сегодня мы не будем делать такой крюк и отправимся прямо в центр по тенистой аллее из платанов. По пути мама рассказывает о зданиях, которые расположились вдоль пешеходной дороги.
 - Вот здесь был военторг. А здесь висят старинные часы, по ним всегда сверяли время. А вот валютный магазин, помнишь?
Еще бы не помнить! Я была еще совсем маленькой, когда мы сюда ходили, как на экскурсию, любоваться сотнями кукол Барби, выставленных на полках за продавщицей. В то время это была большая диковинка,  которая  стоила огромных денег, так что все, что мы могли себе позволить – это глазеть на прекрасных кукол с разноцветными нарядами , густыми шикарными волосами и невиданным макияжем, и мечтать, что однажды у нас тоже будет такая же красавица с домиком, гардеробом и маленьким пони.
Если свернуть с аллеи и уйти от вокзальной площади глубже в город, то попадаешь прямиком в книжный. Это любимый магазин сестры. Она всегда тут что-то высматривает. Часто многое покупает. Мне здесь интересны только яркие календари с видами Крыма и журнал Бурда, где можно посмотреть последние новинки в мире моды. Но я честно делаю умный вид и для отвода глаз прохожусь по всей территории магазина, останавливаясь лишь у прилавка с прессой.
После книжного наш путь лежит по главной улице города в сторону дома. Эта дорога особенно мила моему сердцу. Ведь нам приходится проходить кондитерский магазин, где всегда только свежая выпечка и вкуснейший молочный коктейль. Мне всегда везет, и родители не оставляют меня без угощения, когда нам выпадает случай оказаться в этих краях. Сегодня я перегрелась на солнце в порту, так что ограничиваю свои аппетиты молочным коктейлем. Потягивая приятную сладкую прохладу напитка, я разглядываю дома по сторонам. Здесь расположились так называемые финские домики. Или то, что от них осталось.  Мама говорит, что раньше весь город был застроен такими уютными зданиями с белыми стенами и красными черепичными крышами.  Вдалеке слышится шум воды. Это не море и не водопад. Просто мы проходим мимо завода минеральной воды. Под струями, очевидно, лежат бутылки с минералкой и охлаждаются. Не знаю, правда ли это, но мне нравится думать, что это так. Мы забегаем в магазинчик при заводе и покупаем парочку ледяных бутылок с искрящейся пузырьками водой. В такие дни она кажется особенно вкусной и освежающей.
 Вот и последний рывок. Огромный парк прячет нас под своей спасительной тенью софоры. Этим невероятно высоким деревьям , наверное, сотня лет.  Рядом расположился детский интернат, где всегда цветут самые красивые розы, которые я когда-либо видела.  Я люблю шагать по бордюру у забора и вдыхать их пьянящий аромат. А дальше уже и наш дом виден. Осталось только проскользнуть незамеченными мимо окон бабушки Дины.  Нам повезло, что в такой жаркий день наша соседка предпочитает дневной сон, и мы добираемся до квартиры без приключений.
Бабушка еще не вернулась с вызывов. Она умудряется работать не только в праздничные и выходные дни, но даже в собственный день рождения. О невыносимой жаре я вообще молчу. У нас есть время, чтобы приготовить вкусный обед и торт для именинницы. Бабушка – главный приверженец здорового образа жизни и питания. Так что и торт для нее мы готовим особый. В него входят абрикосы, виноград, малина и сливки.  А основу или же импровизированный корж составляют зефирки. Конечно, можно поспорить о пользе зефира, но бабушка записала этот рецепт за какой-то московской модной актрисой в утренней передаче о здоровой пище.  А потом еще в газете «Здоровье», которую бабушка выписывает и прочитывает от корки до корки, сколько я себя помню, тоже была заметка о пользе зефира. Так что любые негативные комментарии на счет  этого торта она принимает в штыки.  Папа достает подарок. В этом году мы купили бабушке новую сумку.  Здесь она сможет носить все свои медицинские инструменты, карточки пациентов и прочие нужные ей в работе вещи.
Приходит бабушка. Мы дружно ее поздравляем  и нарядные усаживаемся за праздничный стол.  Сегодня я выбрала костюмчик, который сшила моя сестра: укороченные черные брючки с разрезами по боками и маечка на цепочках вместо бретелей из такой же ткани. Я долго думала, что  надеть. Ведь сразу после застолья мы отправимся гулять на набережную и смотреть салют. А там все будут красивые и модные. Я тоже должна соответствовать. 
Жара за окном спала, и на улице в сторону города потянулись вереницы  маленьких и больших веселых компашек. Все хотят попасть на праздник. Мы тоже выходим из дома и шагаем к набережной.  Мама, как обычно, предлагает нам свернуть на Дачную. Это так раньше называлась улица, на которой она жила в детстве. Теперь здесь  новые дома и новые порядки. Но осталась  чебуречная, где готовят самые правильные крымские чебуреки. Жаль, что я объелась за столом. Обычно я не пропускаю это местечко просто так. Мы спускаемся  к морю по крутому склону.
- Вот здесь твой дядя и дедушка встретили известную певицу.  – В сто двадцать восьмой раз слышу я историю из архивов нашей семьи.
- А вот дворик, где снимали «Короли и капуста».
Это я тоже знаю. И бывала в нем тысячи раз.
- Давайте вас сфотографируем в нем!  - предлагает мама.
 - Нет, давайте уже в следующий раз днем. Когда будет больше света. Я купил пленку с чувствительностью 200 iso. – Оправдывается наш фотограф-любитель папа.
Мама решает не спорить с ним. Все-таки папе видней. И вот мы спускаемся на набережную, минуя статую Венеры Милосской, возле которой как всегда толпа желающий сфотографироваться.  А на площади уже работает фонтан. И в честь праздника даже включили цветную подсветку. От его брызг на коже появляется гусиная кожа, хотя вечер теплый и безветренный.  Мы проходим мимо торговцев сувенирами и художников и оказываемся у самого берега моря. Здесь совершают свой вечерний променад все нарядные гости и большинство жителей города. Толпа невероятная.  Мы спешим занять место вдоль кованой ограды. Ведь отсюда открывается прекрасный вид на залив. Где-то вдали выстроились утренние военные корабли с флажками. Но сейчас у них особая задача: именно с них будут запускать праздничные ракеты. Люди все прибывают.  У всех хорошее настроение, играет музыка, слышится смех. С моря веет прохладным ветерком, папа начинает зевать, а мама то и дело посматривает на часы. И вот у нас за спинами раздается первые залп. Стреляют с горы над набережной. Воздух озаряют десятки букетов из разноцветных огней. Всего мгновение -  и им вторят с кораблей с моря. Кроме россыпей салютов, моряки запускают традиционные сигнальные ракеты желтого, красного и зеленого цвета. Так и идет эта радостная яркая перекличка, сопровождаемая радостными криками толпы, звуком щелкающих затворов фотоаппарата и захватывающей дух мозаики из огней и вспышек в темных небесах.  Я кричу изо всех сил от восторга и счастья. Да и в толпе всегда легче кричится.
- Ураааа! Салююют!!
Но вот на темном  куполе над головами остается только дым, легко уносимый ночным бризом. С кораблей последний раз запускают сигнальные ракеты. Салют окончен. Мы бредем по темным улицам домой.  В городе каждый день после десяти вечера полностью выключают электричество.  Уже недалеко от дома я поднимаю глаза к небу. И вместо ожидаемой черноты, что окутала нас здесь, на дороге, я теряюсь в сотнях тысяч сверкающих звезд. Нигде больше в мире небо не склоняется столь низко к земле. Кажется, что еще пара –тройка лет, я подрасту и смогу провести рукой по Млечному пути, что мерцает белой рекой над нашими головами. И вдруг я увидела белую искорку, что оставила за собой молочный стежок на темном покрывале небосвода.
- Мама! Звезда упала! – Зачаровано шепчу я.
- Надо загадать желание. – Отвечает мне она.
- Что же мне загадать?
Весь путь к квартире я думаю над этим вопросом. В траве у дома горят зеленые огоньки светлячков, на дереве сверкнули глаза осторожной кошки, что утроилась в его ветвях на ночлег, в подъезде стоит кромешная тьма, но мы без труда добираемся до нашего этажа.

Еще долго не могу уснуть и все смотрю в щелку между шторами на звездное небо. Тихо поют цикады под окном, где-то в частном секторе лает собака и вдалеке на танкере в порту горит единственный огонек на всю округу.  Небо склонилось над городом и дарит холодный свет звезд всем его жителям. Как же я раньше этого всего не замечала? А остальные? Знают ли они обо всем этом?  Теперь я точно решила, какое желание загадать. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий